Краткое руководство к методикам преподавания EuTEACH

Ключевыми составляющими для успешного применения любого из курсов EuTEACH являются:

  • 50% интерактивной работы, например, ролевые игры, видеоролики, интервью с молодыми людьми, групповое обсуждение;
  • четкая формулировка учебных целей в начале каждого занятия;
  • оценка курса учащимися;
  • стиль преподавания, основанный на участии и на взаимодействии в направлении «снизу вверх» (использование ресурсов участников и обращение к их опыту);
  • наличие, по меньшей мере, одного тренера на десять участников (соотношение 1:10);
  • выделение не менее трех часов на каждый модуль.

 

Как известно из преподавательской практики, одних знаний недостаточно, чтобы обучающиеся смогли лучше решать стоящие перед ними задачи. Хотя слушателям подчас нравятся формальные лекции, сам по себе однонаправленный поток передачи знаний, применяемый в таком обучении, неэффективен для повышения компетентности обучающихся. Современные методики обучения, делающие упор на интерактивности (этот подход будет изложен далее), показали, что они являются более эффективной основой для роста компетентности специалистов, работающих в подростковом здравоохранении. EuTEACH считает, что понятие «обучение» включает формирование у обучающихся знаний, установок и поведенческих навыков, позволяющих им более компетентно действовать. Преподавателям подростковой медицины важно подчеркивать, что навыки и установки являются необходимым дополнением к основным медицинским знаниям, которыми может/должен обладать человек, работающий в практической медицине. Методика обучения, которую в итоге выберет преподаватель, должна соответствовать целям преподавания (смотри ниже).

 

Ключевые понятия, используемые в медицинской педагогике

  • Знание относится к когнитивной области. Знать подразумевает чисто теоретические знания. Know how (Ноу-хау, «Знать как») ‒ применение знаний.
  • Установки лежат в аффективной области, в которую входят ценности, верования, предубеждения, эмоции и ролевые ожидания обучающегося, которые могут повлиять на его обращение с пациентами.
  • Навыкиэто реальная возможность применять определенные знания на практике (показатели работы или клиническая компетентность). Show how (показать как) ‒ продемонстрировать способность к использованию конкретных знаний или к принятию определенных установок.
  • Делать ‒ показывать в своей ежедневной работе, каким образом участнику курса удалось интегрировать в свою практику поставленные перед курсом цели.

 

Методики обучения

Для передачи знаний подходят следующие методики:

  1. формальная лекция (однонаправленный монолог);
  2. мини-лекция;
  3. интерактивная лекция, в ходе которой отводится время для активного включения обучающихся (двусторонний обмен);
  4. чтение;
  5. использование аудио- и видеоматериалов (CD, видеокассеты и т.д.);
  6. анализ случаев из практики;
  7. индивидуальные исследования (Интернет, анализ по методике Кокрана, сбор статистических данных, обзоры литературы и т.д.);
  8. групповые обсуждения;
  9. полевая работа (наблюдения, обсуждения с подростками и т.д.).

Для осознания установок применяются:

  1. групповая дискуссия;
  2. исследование личностных позиций
  3. фокус-группы;
  4. знакомство с взглядами и ценностями реальных пациентов или пациентов-актеров, использование художественной литературы, биографий, видеоматериалов, веб-сайтов (DIPEx ‒ база данных об опыте отдельных пациентов), ролевых моделей;
  5. продвижение таких психологических установок, как «открытость» и «самоанализ»;
  6. полевая работа (наблюдения, дискуссии с участием подростков и т.д.).

Для выработки поведенческих навыков подходят следующие методики:

  1. моделирование (искусственные модели, стандартизированные пациенты, ролевые игры);
  2. Клиническая практика с куратором
  3. видеозапись клинических ситуаций;
  4. клинические руководства, стандарты диагностики и лечения;
  5. групповое обсуждение;
  6. полевая работа (наблюдения, обсуждения с подростками и т.д.).

 

Описание некоторых из предложенных методик

  • Формальная лекция (однонаправленный монолог и мини-лекция). Преимущества формальных лекций заключаются в том, что их можно структурировать, обойтись без высоких технологий, а также обучить большое число слушателей за короткий промежуток времени. Главный недостаток состоит в том, что учащиеся являются пассивными реципиентами информации. Считается, что формальные лекции оптимальны, если время выступления ограничено 20‒30 минутами, после чего начинается «период обсуждения» приблизительно такой же длительности. Сокращенную форму формальной лекции (мини-лекция продолжительностью 5‒15 минут) можно использовать для ознакомления с темой или структурой курса, или для предварения дальнейшей деятельности, непосредственно вовлекающей участников в работу, например, перед  групповой работой.
  • Интерактивная лекция с интервалами, во время которых участники вовлекаются в активную деятельность. Формальную лекцию можно заметно усовершенствовать, используя стратегии вовлечения участников. Применив творческие способности, преподаватель может включить несколько различных методов, таких как упражнения по разрешению проблем и анализ конкретных случаев, вовлекающих учащихся в более активный процесс. По ходу лекции можно также использовать периоды времени для активного обсуждения обучающимися отдельных аспектов темы.
  • Чтение. Эффективность чтения обучающихся значительно возрастает, если им дается список рекомендуемой литературы, а также нескольких четко сформулированных вопросов, на которые нужно ответить на основании прочитанного. Обзор медицинской литературы ‒ журнальных статей и учебников ‒ является эффективным методом сбора доступной информации.
  • Полевая работа (наблюдения, обсуждения с подростками и т.д.). Обучающимся предлагается посетить различные места ‒ школы, местные магазины, рестораны быстрого питания и дискотеки ‒ чтобы понаблюдать за поведением подростков и вовлечь их в подходящую к случаю дискуссию. Такая полевая работа может дать уникальную возможность на практике получить представление о мире современных подростков.
  • Аудио/видео материалы (CD, кассеты и т.д.). Это более дорогостоящие методики из-за необходимости использовать оборудование. В некоторых странах еще нет аудио- и видеоматериалов по подростковой медицине, кроме того, их трудно найти на каких-либо языках, за исключением английского. В качестве источника аудио- и видеоматериалов можно использовать некоторые Интернет-сайты (например, www.healthteenagefreak.org). Чтобы найти такие материалы, можно провести поиск по ключевым словам, связанным со здоровьем подростков.
  • Клинические случаи.  Это разбор случаев из «реальной жизни», которые можно использовать в классе, чтобы показать встречающиеся в клинической практике основные проблемы и методы их решения. Подобные случаи можно представить для общего обсуждения, для работы в малых группах или же в качестве стимула к ролевой игре. Они позволяют участникам попрактиковаться в применении недавно полученных знаний, а также взглянуть на ситуацию с точки зрения других дисциплин. Случаи, выбранные для каждой отдельной темы, должны быть достаточно сложными, чтобы вызвать дискуссию по основным вопросам. Большое количество кратко изложенных случаев имеется в каждом из модулей EuTEACH; преподаватель имеет возможность добавить какие-то специфические детали, подобранные с учетом потребностей учебной группы. Другим эффективным и полезным источником реальных случаев являются сами обучающиеся, которые могут привести случаи из собственной клинической практики или жизненного опыта. Реальные случаи также можно найти на Интернет-сайтах, например, на www.dipex.org
  • Индивидуальные исследования (Интернет, анализ по методике Кокрана, сбор местных данных, обзоры литературы и т.д.). Как и в случае с заданиями по чтению, индивидуальные исследования лучше всего получаются под руководством преподавателя. Именно преподаватель должен направить обучающихся к соответствующим ресурсам, чтобы они поняли, как они будут самостоятельно использовать эти ресурсы в будущем. Такой подход способствует самостоятельному («самоуправляемому») обучению. Недостатки связаны с тем, что такие исследования требуют много времени и зависят от мотивации обучающегося.
  • Групповое обсуждение. Обсуждение можно использовать в различных учебных ситуациях. Оно способствует пониманию различных взглядов и мнений, возникающих по поводу клинических ситуаций. Несмотря на то, что возникающая среди коллег дискуссия, безусловно, имеет свою ценность, все же желательно, чтобы преподаватель её, по возможности, структурировал и направлял, в этом случае польза от обсуждения будет максимальной. Умение преподавателя задавать вопросы, удерживать фокус дискуссии и формулировать выводы является абсолютно необходимым.
  • Моделирование (искусственные модели, стандартизированные пациенты/пациенты-актеры, ролевые игры). Подобные ролевые игры, в которых учащиеся принимают на себя роли разных людей, участвующих в сложной проблемной ситуации, и пытаются в спонтанном разыгрывании проблемы найти решение, достаточно легко осуществимы и, как правило, не требуют каких-то особых ресурсов. Они позволяют обучающимся опробовать новые методики, получить опыт действий в разных ролях, активно испытать свои идеи и реакции, ошибаться и повторять эти игры до тех пор, пока не будет приобретен необходимый навык. Работу в роли можно записать на видеопленку для получения обратной связи или использования в качестве аудиовизуального ресурса в других ситуациях.
  • Супервизия (клиническая практика под наблюдением куратора). Классическим подходом в этом случае является «смотреть, как делают; делать самому; научить другого». Обучающийся наблюдает за демонстрацией, которую показывает опытный клиницист; затем под наблюдением куратора пробует применить полученные навыки с обратной связью о том, как у него получилось; после чего обучает своего коллегу по учебной группе, чтобы выкристаллизовать и собрать воедино ключевые элементы полученного опыта. Этот подход можно усилить путем разработки и использования списка контрольных вопросов.
  • Видеозапись клинических ситуаций: клинические ситуации можно записать на видео для использования в качестве обучающего инструмента, и это особенно хорошо для побуждения к диалогу о хорошей и плохой практике.
  • Исследование личностных позиций: методы, способствующие установке на открытость и на самоанализ, включают индивидуальные упражнения по саморефлексии, групповые обсуждения и фокус-группы. Чтобы развить безоценочный подход в практике подростковой медицины, разработаны упражнения, где обучаемые оказываются в ситуациях, заставляющих их задуматься или критически пересмотреть свои убеждения, ценности и установки, которые могут повлиять на их работу с пациентами-подростками. Например, пациенты-актеры, видеоматериалы или истории болезни подростков, активно употребляющих наркотики, могут вызвать групповую дискуссию, в которой отдельные участники вынуждены будут проанализировать свои личные позиции и первопричины личностных реакций на употребление молодежью наркотиков. Так как обсуждение личностных установок может быть эмоционально окрашено, от преподавателя требуется задавать структуру и быть готовым взять руководство процессом в свои руки.
  • Знакомство с различными взглядами и точками зрения на подростков и их поведение. Стартовыми инструментами могут быть реальные пациенты или пациенты-актеры, художественная литература, биографии, видеозаписи, веб-сайты (DIPEx ‒ база данных об опыте отдельных пациентов), подростковые образцы для подражания. Такие упражнения позволяют обучающимся познакомиться с множеством различных (иногда противоречащих друг другу) взглядов и ценностей, относящихся к подростковому возрасту и подросткам.
  • Фокус-группы. Фокус-группы состоят из 8‒12 обучающихся и обычно проводятся для всестороннего исследования различных взглядов по определенной теме (темам). Работа в фокус-группе представляет собой сессию мозгового штурма, проводимую скорее для получения более широкого диапазона взглядов, чем для достижения консенсуса. В фокус-группы могут входить приглашенные эксперты или другие заинтересованные лица.

 

 





  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.