Наркотики

Наркотики входят в жизнь подростков в основном по тем же причинам, что и сигареты и алкоголь. Многие подростки считают наркотики элементом молодежной субкультуры. Они начинают их употреблять «за компанию», «чтобы снять напряжение», «для уверенности», «из-за плохих отношений с родителями», «от нечего делать», «из интереса», «для удовольствия», потому, что не могут отказаться. От однократной пробы одного или разных наркотиков подросток может перейти к их эпизодическому употреблению (время от времени на вечеринках, в компании друзей). Со временем употребление наркотиков становится регулярным (раз в неделю или чаще), но в малых дозах, после чего очень быстро развивается неконтролируемое употребление.

С одной стороны, с помощью алкоголя и наркотиков подростки могут компенсировать отсутствие близких и доверительных отношений с родителями и нехватку эмоционального тепла от контакта с другими людьми. С другой стороны, чрезмерно опекаемые родителями дети часто бывают неспособны самоутверждаться в коллективе, сопротивляться давлению сверстников, легко поддаются уговорам, а значит, рискуют попасть в сети распространителей наркотиков. Иногда подростки при помощи наркотиков пытаются уйти от жизненных трудностей – семейных конфликтов, неприятностей в школе, неумения строить отношения со сверстниками, утраты смысла жизни.

 

Управление ООН по наркотикам и преступности о потреблении наркотиков

Потребление наркотиков влечет за собой значительные потери, лишая многих людей самого ценного – жизни, или укорачивая их продуктивную жизнь. По оценкам, в 2012 году в мире было зарегистрировано около 183 тысяч смертей, связанных с наркотиками. По оценкам 2012 года, во всем мире какие-либо запрещенные наркотики хотя бы один раз в течение предыдущего года потребляли от 162 до 324 млн. человек или 3,5–7,0% населения мира в возрасте 15-64 лет.

По различным оценкам, в мире число людей, постоянно употребляющих наркотики или страдающих какими-либо расстройствами из-за наркопотребления, колеблется от 16 до 39 миллионов. Среди них около 12,7 миллионов человек потребляют инъекционные наркотики. В Восточной и Юго-Восточной Европе уровень потребления инъекционных наркотиков в 4,6 раза выше, чем в среднем в мире. Вследствие совместного использования инъекционного инструментария лица, употребляющие наркотики путем инъекций, особенно подвержены опасности инфицирования ВИЧ и гепатитом С. В мире насчитывается около 1,7 млн. человек, употребляющих наркотики путем инъекций и живущих с ВИЧ. В основном они проживают в Юго-Восточной Азии и в Восточной и Юго-Восточной Европе.

 

Источник: УНП ООН. Всемирный доклад о наркотиках 2014.
http://www.unodc.org/documents/wdr2014/V1403602_russian.pdf
(дата обращения 30.09.2014)

 

По данным исследования поведения детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC), проведенного в 2009-2010 гг., около трети 15-летних подростков в Канаде (33% девочек и 33% мальчиков), Чехии (30% девочек и 31% мальчиков), Швейцарии (24% девочек и 35% мальчиков), США (26% девочек и 30% мальчиков), Франции (24% девочек и 30% мальчиков) и Латвии (21% девочек и 30% мальчиков) имели опыт потребления наркотиков, получаемых из конопли. В России доля таких подростков сравнительно невелика: 6% девочек и 11% мальчиков. В Украине опыт потребления конопли имеет 5% девочек и 18% мальчиков.

 

Виды наркотиков и их действие

Наркотики получают из растений или синтезируют из различных химических веществ. Наркотики глотают или медленно растворяют во рту, вдыхают, курят, нюхают или вводят через инъекцию. Внутривенное введение наркотиков является самым опасным способом употребления наркотиков из-за высокого риска передозировки, а также заражения ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами, что часто происходит при использовании общего инструментария для приготовления наркотического раствора и его введения (посуды, шприцев и игл).

Наркотики можно разделить на три категории по их воздействию на организм:

  • стимуляторы – вещества, которые повышают активность центральной нервной системы (кокаин, крэк, экстази, амфетамины);
  • депрессанты – вещества, которые подавляют, тормозят или понижают активность центральной нервной системы (алкоголь, героин, ингалянты);
  • галлюциногены – вещества, которые вызывают изменения в восприятии и мышлении (ЛСД, определенные грибы, гашиш и марихуана). Под их воздействием человек может слышать, ощущать и видеть то, чего нет.

 

Последствия потребления наркотиков

Употребление наркотиков приводит к ряду негативных изменений в физическом и психическом здоровье людей, их положении в семье и обществе:

  • происходят необратимые нарушения в работе центральной нервной системы, клетки головного мозга постепенно отмирают;
  • поражается и разрушается печень, нарушается работа сердца, сосудов;
  • снижается выработка половых гормонов и половое влечение, уменьшается способность к зачатию;
  • у беременных женщин возрастает риск выкидыша, преждевременных родов, мертворождения, рождения недоношенных детей, детей с аномалиями физического и психического развития, абстинентным синдромом;
  • разрушаются социальные отношения и связи – человек теряет интерес к привычным занятиям, начинает пренебрегать своими обязанностями дома, в школе, вузе, на работе; может бросить учебу или работу, уйти из дома, прекратить общаться с друзьями;
  • в состоянии наркотического опьянения человек может подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей (при управлении автомобилем, другой техникой, в драке);
  • в поиске средств для покупки наркотиков люди могут совершать противоправные действия – воровать, продавать наркотики, заниматься проституцией, что неизбежно приводит к контактам с преступными группировками и конфликту с правоохранительными органами.

 

Профилактика потребления наркотиков

Укрепление и развитие защитных факторов, препятствующих потреблению наркотиков и других психоактивных веществ – лучшая профилактика их потребления. В числе этих защитных факторов:

  • крепкие семейные узы, вовлеченность подростка в жизнь семьи, внимание к жизни и интересам подростка со стороны родителей;
  • успешный опыт учебы и общения в школе;
  • успешная социализация среди сверстников;
  • хорошо развитые жизненные навыки;
  • информированность о последствиях потребления психоактивных веществ.

 

Специалисты клиник, дружественных к молодежи, молодежных медико-социальных центров и служб, так же как и учителя, школьные психологи и социальные педагоги могут внести существенный вклад в профилактику потребления наркотиков путем:

  • формирования у подростков установок на здоровый образ жизни и развитие жизненных навыков;
  • информирования о последствиях потребления наркотиков;
  • оказания психологической помощи – консультирования подростков и их родителей.

 

Развитие жизненных навыков позволяет подросткам вырабатывать положительную самооценку, ставить позитивные цели, успешно социализироваться в среде сверстников, не попадая под их влияние и отстаивая свои убеждения.

Сочетание информирования с развитием жизненных навыков дает наилучшие результаты в профилактике потребления психоактивных веществ и в целом поведения, связанного с риском для здоровья и благополучия. Если подростки имеют знания и освоили жизненные навыки, они лучше подготовлены к принятию разумного решения для сохранения своего здоровья.

 

Доступная и полезная информация по профилактике наркоманий размещена на сайта «Нет наркотикам»  http://www.narkotiki.ru и http://nnc-narkologii.ru/

 


  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.