Международные инициативы по охране здоровья школьников и образованию детей и подростков в области здоровь

Признание государством права детей, подростков и молодых людей на охрану здоровья, образование и получение информации, как это определено в различных международных конвенциях и декларациях и закреплено в национальном законодательстве, налагает на государство обязанность предоставлять им информацию, образование и доступ к услугам, позволяющим сохранить и укрепить здоровье.  

 

Право на информацию

Согласно Конвенции о правах ребенка, которую подписали 195 государств, дети имеют всеобщие и неотъемлемые права, включая право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме (статьи 28 и 29) и на получение информации (статья 13). Государства, подписавшие Конвенцию о правах ребенка, обязаны обеспечивать уважение, защиту и соблюдение прав детей. Образование должно отвечать наилучшим интересам и целям непрерывного развития ребенка в целом, без дискриминации, с уважением к его взглядам и с его активным участием. Образование в области здоровья на основе формирования навыков является одним из средств достижения этих целей.

В 1994 г. на Международной конференции по народонаселению и развитию в Каире представители 179 государств признали важность хорошего репродуктивного здоровья для реализации людьми своих основных прав и приняли Концепцию репродуктивных прав, которая предусматривает, что женщины и мужчины, взрослые и молодые имеют право искать и получать полную и достоверную информацию о сексуальности и репродуктивном здоровье, его сохранении, в том числе о предупреждении инфекций, передаваемых половым путем и нежелательной беременности.

 

Дакарские рамки действий "Образование для всех"

На Всемирном форуме по образованию, состоявшемся в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г., международное сообщество вновь подтвердило свою цель – обеспечение качественного базового образования для всех. В принятых на форуме Дакарских рамках действий представлены цели и стратегии по выполнению этой задачи к 2015 г.

В «Дакарских рамках действий»  закреплены основные требования к учебной среде:

  • соответствующее водоснабжение и надлежащие санитарно-гигиенические условия;
  • доступ к службам здравоохранения и питания;
  • политика и кодексы поведения, которые способствуют улучшению физического, психосоциального и эмоционального состояния преподавателей и учащихся;
  • содержание и практика образования, способствующая усвоению знаний, социальных установок, ценностей и жизненных навыков, необходимых для укрепления самоуважения, здоровья и личной безопасности. 

Дакарские рамки действий рекомендуют во всех учебных программах укрепить или внедрить элементы, касающиеся обучения жизненным навыкам и образования в области ВИЧ/СПИД.  Образование в области здоровья должно осуществлять на основе развития так называемых жизненных навыков.  В помощь работникам системы образования в 2010 г. ЮНЕСКО совместно с ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ и ЮНФПА издало Международное техническое руководство по половому просвещению, в котором изложены основанные на фактах и исследованиях рекомендации по разработке и реализации в школе комплексных образовательных программ в области сексуального и репродуктивного здоровья и обучения жизненным навыкам.

 

FRESH: Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах

В соответствии с Дакарскими рамками действий участники Всемирного форума по образованию одобрили подготовленные ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Всемирным банком единые рамки действий, направленных на охрану здоровья школьников – FRESH (Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах).

Цель инициативы FRESH заключается в поддержке эффективных, реалистичных и ориентированных на результат программ охраны здоровья для того, чтобы школы стали более здоровым местом для учебы, с одно стороны, и местом, где дети научатся быть здоровыми – с другой. Эти программы призваны обеспечить детям поступление в школу и обучение, получение знаний, а также развитие жизненных навыков и принятие модели здорового образа жизни.

Концепция FRESH строится на четырех основных компонентах (программных принципах), которые должны осуществляться во всех школах:

  • политика равного доступа к охране здоровья в школах,
  • безопасная образовательная среда,
  • образование в области здоровья на основе развития навыков,
  • услуги в области здравоохранения и питания в школах

Реализация политики равного доступа к охране здоровья в школах предполагает наличие национальных стандартов и норм для охраны и укрепления здоровья и безопасности учащихся и преподавателей и следование им во всех образовательных учреждениях. Такая политика направлена на обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса и создание благоприятного климата в образовательном учреждении совместными усилиями администрации, педагогов, учеников, родителей и местного сообщества.

Безопасная образовательная среда обеспечивает как физическую, так и эмоционально-психологическую безопасность участников образовательного процесса. Физическая среда – вся территория и все школьные помещения, включая учебные классы, помещения для занятий спортом, проведения мероприятий, раздевалки, туалетные и душевые комнаты, столовую и другие, – должна быть тем местом, где строго соблюдаются соответствующие санитарно-гигиенические условия и где школьникам не угрожают опасность, болезни, физический вред или травмы. Эмоционально-психологическую безопасность учащихся и учителей обеспечивает благоприятный школьный климат. Первый шаг к созданию такого климата – предотвращение всех форм насилия: телесных наказаний, драк, травли, издевательств, сексуального и гендерного насилия, дискриминации по какому-то ни было признаку.

Образование в области здоровья должно осуществлять на основе развития так называемых жизненных навыков. Такой подход обеспечивает не только приобретение знаний, но и формирование отношений, ценностных ориентиров и необходимых в повседневной жизни когнитивных навыков (способность решать проблемы, творческое и критическое мышление, умение принимать решения), эмоциональных навыков (самосознание, умение владеть собой и справляться с эмоциями), а также навыков межличностных отношений (коммуникация, сотрудничество и умение договариваться).

Услуги в области здравоохранения в школе позволяют осуществлять диспансерное наблюдение за состоянием здоровья школьников, своевременно выявлять проблемы со здоровьем и направлять к специалистам. Обеспечение школьников полноценным и сбалансированным питанием не только способствует сохранению и укреплению здоровья, но и повышает успеваемость. 

FRESH – это комплексная, всеобъемлющая рамочная инициатива, направленная на развитие охраны здоровья в школах, которая может реализовываться вместо или параллельно с другими известными инициативами, такими как "Школы, содействующие укреплению здоровья", "Школы, дружественные ребенку" и др.

 

Школы, содействующие укреплению здоровья

Всемирная организация здравоохранения инициировала разработку программы по созданию школ, содействующих укреплению здоровью во всем мире. В странах Европы эта инициатива развивается при поддержке Европейского регионального Бюро ВОЗ, Европейского совета и Комиссии Европейского сообщества по развитию европейской сети школ укрепления здоровья. Школы, реализующие политику укрепления здоровья, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. В школах, содействующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные и социальные навыки и нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости.

В соответствие с Концепцией школ укрепления здоровья, разработанной Европейским региональным Бюро ВОЗ, Европейским советом, Комиссией европейских сообществ школы здоровья призваны:

  • обеспечить благоприятные для здоровья условия для работы и учебы в школах путем соответствующего благоустройства школьных помещений, игровых площадок и столовых, принятия надлежащих мер безопасности и т.д.;
  • содействовать формированию чувства ответственности за здоровье отдельных людей в семьях и среди населения в целом;
  • поощрять формирование здорового образа жизни и предложить как ученикам, так и школьному персоналу реалистичный и привлекательный диапазон возможностей для оздоровления своего образа жизни;
  • дать возможность всем школьникам раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, а также способствовать развитию их чувства уверенности в себе;
  • поставить четкие задачи в плане укрепления здоровья и обеспечения безопасности для всего школьного коллектива (ученики и работающие в школе взрослые);
  • содействовать формированию хороших взаимоотношений между преподавательским персоналом и учениками и между самими учениками, а также между школой, семьей и местной общественностью;
  • обеспечить эффективное использование имеющихся на местном уровне ресурсов в поддержку работы, направленной на укрепление здоровья;
  • разработать комплексную и последовательную программу профилактического образования, предусматривающую использование педагогических методов, содействующих активному участию в ней самих учеников;
  • дать ученикам возможность приобрести теоретические знания и практические навыки, необходимые для принятия рациональных решений, относящихся к их здоровью, а также для охраны и оздоровления окружающей их физической среды;
  • содействовать формированию более широкого взгляда на медицинские кабинеты в школах как на дополнительный ресурс для проведения санпросветительной работы, помогающей ученикам стать более сведущими пользователями услуг сектора здравоохранения.

Подробнее о школах здоровья можно прочитать на сайте Европейской сети школ укрепления здоровья http://www.schools-for-health.eu/she-network (на английском языке) и на сайте Российской сети школ здоровья http://school-forhealth.ru/docs  (на русском языке).

 

Школы, доброжелательные к ребенку

Развитие школ содействия здоровью – шаг к реализации более широкой концепции Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Школа, доброжелательная к ребенку». Это школа, в которой создается среда качественного и эффективного обучения с соответствующими физическими условиями, политикой и услугами. Школы, доброжелательные к детям, охватывают всех детей, в них царит атмосфера защищенности и заботы о здоровье учащихся, чувствуется внимательное отношение к гендерным вопросам, с уважением относятся к интересам учащихся, их опыту и потребностям; серьезно подходят к содержанию учебного плана и процесса обучения, условий обучения в классе и школьной среде, к разработке нетравмирующих методов оценки результатов обучения. Школы, доброжелательные к ребенку, призваны помочь детям в обучении навыкам, необходимым в современном изменчивом мире, чтобы улучшить их здоровье и благополучие, создать безопасную среду, повысить мотивацию учителей и общества к поддержке образования. Конечной целью Школы, доброжелательной к ребенку, является всестороннее развитие всех детей и полная реализация творческого потенциала учащихся.

Школа, доброжелательная к детям:

  • Здоровая и безопасная для детей – обеспечена хорошими санитарными условиями: свежей питьевой водой, чистыми и теплыми туалетами, доступным и полезным питанием;
  • Предоставляющая равные возможности для всех – воспринимает всех детей одинаково, независимо от их пола, социального статуса, культурного происхождения, вероисповедания или состояния здоровья;  
  • Обеспечивающая качественное образование – расширяет горизонты обучения ребенка, развивает навыки и умения во всех сферах обучения, обеспечивает учебным планом и программами в соответствии с возрастом, учитывает индивидуальные особенности учащихся, различные стили обучения, поддерживает активное обучение и критическое мышление, знакомит детей с информационными технологиями, развивает обучение жизненным навыкам с профессиональными, компетентными и мотивированными учителями;
  • Защищающая и заботящаяся – учитывает интересы учеников, оберегает их от рискованного поведения, защищает от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера;
  • Вовлекающая учащихся, семьи и местные общины – ценит и стимулирует участие родительских комитетов и школьного самоуправления в планировании школьных мероприятий; предоставляет образовательные услуги взрослому населению, является образовательным центром общины.

Подробнее о школах, доброжелательных к детям, можно прочитать на сайте http://www.unicef.org/ceecis/ru/education_21974.html  (на русском языке).

 

Подготовлено по материалам ВОЗ, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ


  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.