Стадии подростковой сексуальности

Главная / Здоровье и развитие подростков / Развитие подростков /

Стадии подростковой сексуальности

В процессе психосексуального развития подростки проходят несколько стадий формирования собственной сексуальности. Разумеется, между стадиями нет четких границ, они плавно переходят друг в друга, возможны и пограничные стадии. В платонических мечтах могут содержаться элементы эротических фантазий, а в эротических  –  элементы сексуальных. Психосексуальное развитие подростка нельзя рассматривать в отрыве от полового, психического и социального созревания. В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, – чувство ответственности.

 

Платоническое влечение – стадия детской влюбленности. Самое главное в детской влюбленности – стремление к  общению. Объект влюбленности нередко идеализируется. Это мечты и грезы о своем идеале, страдания от безответной любви. Именно детская влюбленность в значительной степени формирует эмоциональность и чувственный компонент любви. Если этого не произойдет, останется только телесный бессознательный компонент.

 

Детская влюбленность

С началом полового созревания (9–11 лет) младшие подростки вступают в платоническую стадию развития сексуальности (детская влюбленность). Они учатся знакомиться, обращать на себя внимание и общаться с объектом своей любви. О том, что ребенок достиг этой стадии, можно судить по появлению интереса к своей внешности, одежде, косметике и украшениям, стремлению выделиться из среды сверстников, проявлению знаков внимания к объекту влюбленности.

Самое главное в детской влюбленности – стремление к близкому «душевному» общению. На этом этапе развития подростки учатся показывать свои симпатии, общаться наедине, обсуждать разные темы, ухаживать и проявлять свою любовь. Они впервые решаются написать записку, признаться в своих чувствах. К завершению этой стадии однополые компании распадаются, появляется устойчивый интерес к совместным времяпровождению и общению парами. Подростки обретают свой первый опыт полоролевых взаимоотношений.

В платоническом влечении пока еще нет собственно сексуальной стороны. Именно детская влюбленность в значительной степени формирует эмоциональный и чувственный компонент любви в будущих отношениях. К сожалению, традиционно и в семье, и в школе проявления детской влюбленности не принимаются всерьез, а то и подавляются.

В этот момент успеваемость может снизиться, но дело тут не в самой влюбленности, а в физиологических изменениях. С началом полового созревания повышается активность подкорковых структур мозга, в частности гипоталамуса. Именно это обеспечивает пубертатный скачок роста. А активность коры головного мозга, отвечающей за интеллект, временно снижается. Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут вызвать у подростка протестные реакции, мысли об уходе из дома и даже суицидальные попытки. Чем больше возможностей для влюбленности на ранних этапах становления сексуальности, тем легче в последующем будет найти спутника жизни. Напротив, единственная и безответная любовь с подросткового возраста может затруднить «переключение» на другого человека и ограничить возможности создания семьи во взрослом возрасте. Самое главное в детской влюбленности – стремление к общению. Влюбленность вызывает желание быть лучше, это важный стимул для самосовершенствования. Ребенку предстоит понять, что без нежности, страданий и переживаний, заботы друг о друге не может быть полноценной любви.

 

Эротическое влечение

Основным содержанием фазы фантазий становятся поцелуи и объятия с объектом влюбленности. Появляется потребность в ласках и телесном контакте. Подростки учатся чувствовать своего возлюбленного, изучают собственные реакции. Пробуждается интерес к эротике, поиску аналогов своих переживаний в книгах и фильмах. Эротические фантазии у девочек богаче и ярче окрашены, чем у мальчиков. У мальчиков может возникать самопроизвольная эрекция. У особо возбудимых подростков она завершается семяизвержением. Типичны ночные поллюции, сны с эротическим содержанием, эрекция по утрам.  На этой стадии даже при телесном общении в половую близость подростки не вступают. Сексуальное поведение проявляется в подростковой мастурбации, которая может сопровождаться эротическими фантазиями и петтингом.

 

Эротический интерес

Приблизительно в возрасте первых месячных у девушек и первых поллюций у юношей происходит переход подростков на эротическую стадию влюбленности (12–14 лет), когда им предстоит выработать чувство тела. Возникает телесный компонент любви как гармоничный и естественный переход к будущей половой близости: эротические фантазии, потребность в ласках, желание дотронуться до того, кого любишь, поцеловать и обнять. Эротическое влечение проявляется по-разному, но несколько из перечисленных признаков обязательно присутствуют:

  • интерес к эротическим журналам и видеопродукции, к «дамским» романам;
  • ведение личного дневника;
  • желание писать стихи;
  • разговоры по телефону (они становятся очень длинными);
  • просьбы погулять подольше, отпустить на вечеринку, дискотеку;
  • ночные поллюции и утренние эрекции у мальчиков;
  • мастурбация;
  • эротические разговоры с нецензурными выражениями в среде сверстников;
  • стремление уединиться с объектом влюбленности.

Сексуальное поведение проявляется прикосновениями, объятиями, поцелуями. Важной формой телесного контакта являются танцы, а в последующем – мастурбация и петтинг. Происходит осваивание коммуникации в паре, двое учатся доверять друг другу. Обычно даже при телесном общении на этапе формирования эротического влечения в половую близость подростки не вступают, но у них велика потребность в изучении физиологии полового акта и безопасного секса. Если подросток добился ответного чувства, если встречи с избранником регулярны, если оба испытывают удовольствие от объятий и поцелуев, преодолевается стеснение и страх, подростки начинают задумываться о сексуальных отношениях. В идеале они начинаются лишь после достижения физиологической зрелости (15–17 лет).

На стадии сексуального влечения появляется желание половой близости. Эротические фантазии, мастурбация и петтинг становятся более интенсивными. Подростки начинают вступать в сексуальные отношения. 

Основной критерий завершенности стадии – закрепление на практике. Поскольку формирование влечения в значительной мере определяется степенью физиологической зрелости, гормональной насыщенности и социальными факторами, переход с уровня платонического на уровень эротического и сексуального либидо будет происходить независимо от того, было или нет практическое подкрепление каждого этапа. При этом, чем выше уровень нереализованных фантазий, тем больше возможностей для отклонений – сексуальных, психосоматических, психических.

 

Различия в сексуальности юношей и девушек

Для девушек в сексуальных отношениях гораздо важнее эмоциональный компонент, а для юношей – телесный. В отличие от взрослых мужчин, которые вступают в сексуальные отношения обычно только с теми, кто им нравится, подросток, влечение которого недифференцированно, иногда  начинает половую жизнь вовсе не с той девушкой, в которую влюблен. Девочки начинают созревать раньше, но при этом процесс созревания у них более продолжителен. В то время как девочки уже начинают влюбляться, у мальчиков сохраняются чисто детские интересы, например, коллекционирование игрушек. Девочки их еще мало интересуют. Однако сексуальное влечение у мальчиков проявится раньше, когда их сверстницы находятся на стадии эротического либидо. Поэтому девочки иногда вынуждены начать половую жизнь, не испытывая в этом потребности.

 

Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC): международный отчет по результатам опроса, проведенного в 2009—2010 гг.

Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC): международный отчет по результатам опроса, проведенного в 2009—2010 гг.

Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009—2010 гг. / Под ред. Currie C и др. — Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 г. (Серия «Политика охраны здоровья детей и подростков», выпуск № 6)
Подробнее...

  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.