Международные инициативы и законодательные документы по охране здоровья подростков

Международное сообщество уделяет большое внимание разработке программ по охране здоровья детей, подростков и молодежи, основанных на соблюдении положений и норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и являющихся обязательными к выполнению государствами-участниками.

В Стратегии Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в области здравоохранения (1995) охрана здоровья подростков и молодежи определяется как новая приоритетная задача организации. Проблемы подрастающего поколения также упоминаются в ряде других решений Исполнительного совета ЮНИСЕФ, касающихся таких острых вопросов, как табакокурение (1989), употребление наркотиков и психотропных веществ (1989), безопасное материнство (1990), обеспечение прав и защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (1990), защита детей от насилия и жестокого обращения (1996), профилактика ВИЧ/СПИДа (1992), планирование семьи (1993), равенство полов (1994), доступное образование (1995).

Необходимость сконцентрировать внимание на вопросах охраны здоровья подростков и молодежи отмечается и в других конвенциях и решениях международных организаций. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Планах действий, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), и четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) содержатся нормы, в которых основное внимание уделяется охране здоровья девочек-подростков.

 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оказывает поддержку странам в области охраны здоровья подростков по трем основным направлениям:

  • путем предложения всеохватывающих, межсекторальных и научно обоснованных подходов к охране здоровья подростков;
  • путем уточнения и поддержки той специфической роли, которую играет  сектор здравоохранения, включая руководящую роль министерств здравоохранения и их влияние на другие сектора, а именно образования, занятости и  социальной защиты;
  • путем планирования действий, нацеленных на сокращение неравенства в здоровье и развитии подростков, как в странах, так и между странами.

В марте 2001 г. в Женеве под эгидой ВОЗ представители более 20 стран выработали единые принципы и положения, регламентирующие деятельность служб, дружественных к подросткам и молодежи. В Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г., выделены отдельные разделы, в которых рассмотрены вопросы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения, обеспечения качественного и доступного образования, защиты детей от жестокого обращения, эксплуатации и насилия, борьбы с ВИЧ/СПИДом.

В Европейской стратегии ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 года впервые были выделены семь основных направлений охраны и здорового развития детей и подростков:

  • здоровье матерей и новорожденных,
  • питание,
  • инфекционные заболевания,
  • травмы и насилие,
  • окружающая среда,
  • здоровье подростков,
  • психосоциальное развитие и психическое здоровье.

В 2007 г. под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ была разработана ориентационная программа «Здоровье подростков для медицинских работников», в которой предлагаются современные подходы к удовлетворению потребностей подростков и решению их проблем со здоровьем. 

 

Приоритетные задачи в сфере охраны здоровья подростков

и молодежи и их здорового развития

Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 г. среди основных задач, решаемых в подростковом возрасте, выделяет следующие приоритеты:

  • формирование здорового образа жизни;
  • предупреждение опасных форм поведения;
  • развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
  • профилактика всех форм насилия;
  • формирование здоровой школьной среды, способствующей физическому и психосоциальному благополучию подростков;
  • профилактика травматизма;
  • просвещение по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей.

Обновленная в 2014 г. Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков на 2015–2020 года  «Инвестируя в будущее детей» нацелена на развитие успехов и использование уроков предшествующей стратегии 2005 г. с учетом современных фактических данных, тенденций в эпидемиологии, политических и социальных тенденций с целью совершенствования применяемых в странах подходов к охране здоровья детей и подростков. Современные руководящие принципы охраны здоровья включают:

  • подход с учетом всех этапов жизни,
  • подход, основанный на фактических данных,
  • стимулирование сильных партнерств и межсекторального сотрудничества,
  • подход, основанный на правах человека.

В 2009 г. молодежь Европы и Европейская Комиссия вышли с инициативой «Быть здоровым – это быть самим собой», основная цель которой – выдвижение на первый план вопросов охраны здоровья детей, подростков и молодежи в Европе. Инициатива подчеркивает важность различных факторов здоровья (образ жизни, образование, условия труда, средства массовой информации и окружающая среда) и важность вовлечения молодежи в решение  затрагивающих ее вопросов здоровья. Молодые люди выделили следующие приоритетные сферы для охраны своего здоровья:

  • современные системы передачи информации и здоровье;
  • здоровая среда обитания;
  • пропаганда и поощрение использования средств профилактики;
  • здоровье и профессия; оздоровление на рабочем месте;
  • образование и обучение здоровью;
  • пропаганда и достижение здоровья в молодежном движении и молодежных лагерях;
  • специальные службы для молодежи.

Совещание Европейского бюро ВОЗ по вопросу о политике и службах, дружественных к молодежи, (Эдинбург, 2009 г.) расставило приоритеты в этой деятельности:

  • развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
  • участие молодых людей в охране своего здоровья;
  • партнерство молодежи и взрослых в разработке эффективной системы охраны здоровья подрастающего поколения.

В 2010 г. была обнародована концепция 4S, разработанная ВОЗ для укрепления действий сектора здравоохранения в ответ на проблемы здоровья и развития подростков.  Позднее этот подход был расширен до 5S, согласно которому, программа здравоохранения, нацеленная на обеспечение наивысшего достижимого стандарта здоровья и развития для подростков, должна включать:

  • Supportive policies – поддерживающие стратегии, которые уважают, защищают и выполняют/осуществляют/удовлетворяют права подростков на здоровье;
  • Strategic information – стратегическую информацию, необходимую для планирования и мониторинга;
  • Service delivery models – модели оказания услуг, дружественных к молодежи;
  • Sustainable resources  –  устойчивые  ресурсы, такие как адекватно обученные медицинские сотрудники и механизмы финансовой защиты молодых людей;
  • Cross-Sectors approach – межсекторальный подход для работы с детерминантами здоровья и для сокращения неравенства.

Основы новой европейской политики здравоохранения «Здоровье 2020», разработанные при содействии ВОЗ, акцентируют внимание на необходимости согласованного объединения новых знаний и научных доказательств в области здоровья подростков и его детерминантов и предлагают правительствам стран пути решения и эффективные вмешательства, направленные на обеспечение лучшего здоровья, равенства и благосостояния.

 

Образование в области здоровья

Образование в области здоровья – важная составляющая комплексных программ охраны здоровья подростков и молодежи. Большую работу по внедрению образовательных программ в области здоровья и сексуального и репродуктивного здоровья в частности проводит Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). При содействии ЮНЕСКО проводятся важнейшие международные форумы по образованию и разрабатываются стратегии и руководства по продвижению образовательных программ в области здоровья для подростков и молодежи.

Достижение целей самой масштабной мировой инициативы «Образование для всех», принятой на Всемирном форуме по образованию в 2000 г. в Дакаре (Сенегал), предполагает обеспечение здоровья учащихся детей и подростков, что в свою очередь требует создания безопасной, здоровой, инклюзивной учебной среды, способствующей успешному обучению.

С целью обеспечения подростков комплексным и качественным образованием в области сексуального и репродуктивного здоровья ЮНЕСКО выпустило в 2010 г. «Международное техническое руководство по половому просвещению»

Разработки ЮНЕСКО способствуют реализации международной инициативы FRESH – Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах. В 2013 г. под руководством ЮНЕСКО были разработано и опубликовано «Руководство по мониторингу и оценке школьных программ охраны здоровья»

Более подробно о международных инициативах по образованию в области здоровья см. статью (ссылка на статью Международные инициативы по охране здоровья школьников и образованию детей и подростков в области здоровья )

 

Профессиональная подготовка и профессиональные объединения

В поддержании профессиональной компетенции специалистов, работающих с подростками, значима роль Европейского центра по подготовке профессионалов в области охраны здоровья подростков – EuTEACH (European Training in Effective Adolescent Care and Health). Основная задача EuTEACH – разработка обучающих программ, методических планов и ресурсов для работников сферы здравоохранения, специализирующихся по данной тематике. Проект EuTEACH поддержан ВОЗ, ЮНИСЕФ, Европейской конфедерациией специалистов по педиатрии.

Специалистов, работающих с молодежью, объединяет Международная ассоциация здоровья подростков (International Association for Adolescent Health) Она было основана в 1987 г. в целях поддержки практической реализации Конвенции ООН о правах ребенка.

 

Международные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения охраны здоровья подростков и молодежи: 

(оформить как в статье Г2.Репродуктивные и сексуальные права

Генеральная Ассамблея ООН (1989). Конвенция о правах ребенка

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения

30.09.2014).

  • Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.)
  • Оттавская Хартия по развитию здоровья (принята Первой международной конференцией по развитию здоровья. Оттава, Канада, 17–21 ноября 1986 г.)
  • Международный кодекс медицинской этики (принят З-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г. и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 г.)
  • Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.)
  • Декларация принципов толерантности (утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г.).

 

 

 

Подростковая медицина: проблемы и перспективы

Подростковая медицина: проблемы и перспективы

Куликов А.М. Подростковая медицина: проблемы и перспективы / А.М. Куликов, В.П. Медведев // Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. — 2009. - №2. — С.83-93.
Подробнее...
Современные медико-социальные технологии охраны здоровья подростков и молодежи

Современные медико-социальные технологии охраны здоровья подростков и молодежи

Куликов А.М., Медведев В.П., Кротин П.Н. Современные медико-социальные технологии охраны здоровья подростков и молодежи. — Вестник СПбМАПО, 2010.— т. 2, №2, стр. 106—115.
Подробнее...

  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.