Образование в области здоровья в Европе и в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА)

В 60-е гг. двадцатого века ценности и нормы, связанные с сексуальностью, начали меняться вначале в Европе и Америке, а затем и в других странах мира. Сексуальность стала темой открытых общественных дискуссий. Сексуальное поведение стало более свободным. Период жизни между детством и зрелостью стал удлиняться. Для него стали характерны возрастающая независимость от родителей, сексуальные контакты и совместное проживание без брака. Молодые люди вступали в сексуальные отношения в 16–18 лет, к 25 годам у них уже было несколько сексуальных партнеров. Вступление в брак стало отсрочиваться до 25–30 лет. В этот длительный период времени от наступления половой зрелости до установления стабильных сексуальных отношений девушки и юноши подвергались двойной опасности заражения инфекциями, передаваемыми половым путем,  и прерывания нежелательной беременности.

 

Сексуальное образование в Европе

Чтобы уберечь подростков от ранней и опасной для здоровья беременности и ИППП в Европе с 60-х гг. двадцатого века в школы стали внедрять программы сексуального образования. Впервые они стали обязательным предметом в школах Швеции в 1955 г. В Германии обязательное половое воспитание в школе ввели в 1968 г., а в Австрии, Дании и Финляндии – в 1970 г. В те же годы оно стало внедряться в голландских и швейцарских школах. Одновременно стали возникать бесплатные консультации для подростков по вопросам, связанным с контрацепцией и планированием семьи. В 1980-е сексуальное образование получило распространение во Франции, Великобритании, а несколько позже в Испании, Италии и Португалии. В 1990-е оно стало обязательным в Бельгии, Греции, Латвии, Эстонии и Словакии. Позже всего обязательный статус оно приобрело в Ирландии в 2003 г. По мнению экспертов, наиболее удачные программы сексуального образования реализуются в Финляндии, Швеции и Дании, во Франции и Германии, а также в Бельгии и Нидерландах. Эти программы охватывают широкий круг вопросов, преподаются специально подготовленными учителями в рамках обязательных предметов с вовлечением родителей.

В конце 1990-х в Финляндии из-за экономического спада сокращались расходы на образование и здравоохранение. Половое воспитание в школах стало факультативным. Последствия проявились незамедлительно – выросло число абортов у девочек-подростков (примерно на 50%), увеличилась заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, возросло количество людей, начинающих половую жизнь в 14–15 лет. В 2004 г. сексуальное образование снова стало обязательным. В течение короткого времени средний возраст начала сексуальных отношений повысился до 16,5 лет, а число подростковых беременностей и родов сократилось.

В Эстонии  в период с 1991 г. по 2009 г. около 190,000 учащихся 2–8 классов изучали вопросы, связанные с сексуальным и репродуктивным здоровьем (СРЗ), в рамках обязательного предмета «Человековедение» и других обязательных предметов предметного цикла «Социальные науки». По оценкам специалистов, реализация этой образовательной программы наряду с доступностью медико-социальных служб, дружественных к подросткам, способствовали сокращению частоты абортов среди подростков в возрасте 15–19 лет на 45% и распространенности ИППП на 62%, что позволило предотвратить 4,280 случаев нежелательной беременности, 7,240 случаев ИППП и 1,970 случаев ВИЧ-инфекции.

На следующем рисунке представлена динамика изменения рождаемости у подростков  за четыре года (2007–2011 гг.) и год объявления образования в сфере сексуального и репродуктивного здоровья обязательным элементом школьной программы в 15 странах Европейского Союза и 10 странах Восточной Европы и Центральной Азии.

 

Рождаемость у подростков в странах Европейского Союза и ВЕЦА в 2007–2011 гг. (число живорождений на 1,000 женщин в возрасте 15–19 лет) и начало (год)  изучения вопросов СРЗ в рамках обязательной школьной программы

 

Эпидемия ВИЧ в странах ВЕЦА и профилактическое образование

Начавшаяся в 1980-х годах эпидемия ВИЧ-инфекции еще более актуализировала значимость программ сексуального образования. Число людей, живущих с ВИЧ в странах ВЕЦА, увеличилось за последние 10 лет в 1,5 раза с 970 тыс. до 1,4 млн., две трети из которых проживают в Российской Федерации. При этом в странах Западной и Центральной Европы, население которых значительно превышает население стран Восточной Европы и Центральной Азии, ежегодно инфицируется ВИЧ около 30 тыс. человек – в два раза меньше, чем заболевает в одной только Российской Федерации.

В странах региона разработан и принят ряд законов и стратегий, которые предусматривают повышение осведомленности населения о ВИЧ и мерах его профилактики и содействуют защите репродуктивного здоровья и репродуктивных прав подростков и молодых людей. Специальными законами о ВИЧ за образовательными учреждениями закреплена задача предоставлять учащимся полную, качественную и доступную информацию о профилактике ВИЧ и проводить занятия по их нравственному и половому воспитанию. Так, например, в законе Республики Молдова о профилактике ВИЧ определено, что дети в возрасте 12 лет и старше должны получать профилактическое образование по вопросам ВИЧ, направленное на развитие у них безопасного и ответственного поведения, а школы должны способствовать недопущению дискриминации и воспитанию чувства толерантности по отношению к людям, живущим с ВИЧ. В законе Украины о ВИЧ предусмотрена профилактика ВИЧ путем пропаганды здорового образа жизни, нравственных ценностей и ответственного поведения в средних школах, профессионально-технических училищах и высших учебных заведениях. Российский закон о ВИЧ гарантирует наличие в учебных программах образовательных учреждений вопросов по нравственному и половому воспитанию.

 

Национальное законодательство стран в области охраны здоровья детей и подростков и профилактического образования

В Армении, Республике Молдова, Кыргызстане и Таджикистане законы о репродуктивном здоровье прямо признают права подростков на сексуальное образование в школе и защиту своего сексуального и репродуктивного здоровья. Законы Российской Федерации и Узбекистана закрепляют за несовершеннолетними право на получение санитарно-гигиенического просвещения, а законы Азербайджана – просвещения по вопросам здорового образа жизни и профилактики ИППП. Некоторые законы связывают сексуальное образование и просвещение по вопросам ВИЧ с нравственным воспитанием с целью защиты репродуктивного здоровья несовершеннолетних (Армения, Казахстан и Украина). В законах ряда стран подготовка к браку, семейной жизни и деторождению выделена в качестве важной цели образования в области репродуктивного здоровья. В двух странах (Казахстан и Таджикистан) планирование семьи включено в список тем, обязательных для изучения в рамках такого образования.

Национальное законодательство ряда стран ВЕЦА по вопросам молодежи определяет защиту ее здоровья в качестве приоритетной задачи и предусматривает такие меры, как пропаганду здорового образа жизни и профилактику злоупотребления психоактивными веществами (Армения и Украина), образование в области планирования семьи и репродуктивного здоровья (Азербайджан), формирование здорового образа жизни (Беларусь), половое воспитание и подготовку к семейной жизни (Казахстан). 

В целом, вопросам образования в области здоровья в законах об образовании уделяется меньше внимания, чем в законах о здоровье. Во многих законах об образовании цели образования в области здоровья сформулированы очень широко; перед таким образованием ставится задача сформировать навыки здорового образа жизни, воспитать культуру здорового образа жизни, привить безопасный образ жизни. Более конкретно цели, задачи и содержание такого образования определяются национальными образовательными стандартами и базовыми учебными программами в привязке к возрасту учащихся, уровню образования, предметным областям и предметам, в рамках которых изучаются эти вопросы.

 

Подходы, содержание и результаты профилактического образования в странах ВЕЦА

Вопросы, касающиеся репродуктивного здоровья и профилактики ВИЧ, в разных объемах и формах включены в образовательные программы стран региона и изучаются в рамках как обязательной, так и вариативной ее составляющих, а также внеклассной (дополнительной) образовательной деятельности.  В большинстве стран отдельные темы, касающиеся профилактики ВИЧ и СРЗ, в небольшом объеме рассматриваются при изучении таких обязательных предметов, как «Биология» и «Основы безопасности жизнедеятельности», и при прохождении специальных курсов по выбору. Только в трех странах (Армения, Республика Молдова и Украина) вопросы профилактики ВИЧ и СРЗ изучаются комплексно и поэтапно в течение нескольких лет в рамках обязательных предметов, целиком посвященных обучению жизненным навыкам и образованию в области здоровья. Количество учебных часов, выделяемых на рассмотрение вопросов СРЗ и профилактики ВИЧ в рамках обязательных предметов, таких как «Биология» и «Основы безопасности жизнедеятельности», а также различных факультативных курсов, часто оказывается недостаточным для получения учащимися систематических знаний и развития у них навыков, необходимых для безопасной и здоровой жизни.

Этим можно объяснить тот факт, что в большинстве стран ВЕЦА правильно могут назвать способы профилактики ВИЧ и имеют верное представление о путях его передачи менее 40% девушек и юношей в возрасте 15–24 лет. В двух странах (Таджикистан и Узбекистан) верные знания о ВИЧ имеют менее 15% молодежи.

В то время как важность образовательных программ в области здоровья и формирования жизненных навыков не ставится под сомнение, обсуждение на занятиях вопросов, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем и поведением, нередко считается неуместным, они недостаточно освещаются в учебных пособиях. Во многих случаях такие темы обсуждаются на уроках в назидательной форме и очень поверхностно или вообще не рассматриваются из опасения, что их обсуждение может спровоцировать излишний интерес учащихся к этим проблемам, способствовать раннему началу половой жизни. Многие учителя в силу определенных убеждений или неподготовленности испытывают неудобство при обсуждении «деликатных» вопросов с учениками и не могут применять интерактивные методы в обучении их жизненным навыкам и здоровому образу жизни.

Недостаточное внимание, уделяемое вопросам репродуктивного здоровья в существующих образовательных программах, часто объясняется негативным отношением со стороны родителей. Вместе с тем, по данным недавно проведенного исследования «Репродуктивное здоровье населения России 2011», 88% российских женщин в возрасте 15–44 лет поддерживают введение в школах программ обучения навыкам семейной жизни для повышения осведомленности учащихся о беременности, ИППП и контрацепции.

В качестве аргументов против изучения в школе тем, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем, часто приводятся опасения, что оно может усилить интерес учащихся к сексуальным отношениям и привести к раннему вступлению в такие отношения. Противники образовательных программ по половому воспитанию часто указывают на их несовместимость с национальным менталитетом, культурными особенностями и религиозными убеждениями населения, а также указывают на родителей, как на единственный источник знаний и установок в такой «деликатной» сфере. Однако, многие родители, равно как и их взрослеющие дети, чувствуют себя некомфортно при разговорах на тему сексуальных отношений и избегают подобных бесед.

Более подробно о профилактических программах в странах ВЕЦА можно ознакомиться в публикации ЮНЕСКО «Профилактическое образование в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Обзор нормативной базы и существующей практики».

 

Мировой опыт образования по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья

Обоснованный ответ на опасения относительно негативного влияния программ сексуального образования дал проведенный в 2008–2009 гг. при содействии ЮНЕСКО обзор 87 исследований эффективности 85 профилактических программ. Результаты исследования представлены в Международном техническом руководстве по половому просвещению, изданном ЮНЕСКО в 2010 г.

Анализ исследований, в ходе которых оценивалось влияние образовательных программ на начало сексуальных отношений, выявил, что более трети (37%) программ отсрочили их начало, две трети (63%) программ не оказали никакого воздействия, при этом ни одна из этих программ не ускорила начало сексуальных отношений. Аналогичные результаты были получены при выявлении влияния образовательных программ на частоту половых контактов и на число сексуальных партнеров. Частота использования средств защиты (презервативов) возросла благодаря 40% обследованных программ и в 40% случаев программы способствовали их более частому использованию.

Таким образом, многочисленные исследования показали, что профилактические программы, в которых корректно рассматриваются вопросы сексуального и репродуктивного здоровья, не ускоряют вступление в сексуальные отношения и не стимулируют сексуальную активность. Информируя о рисках, связанных с сексуальными отношениями, обучая навыкам общения, противодействия давлению и принятия решений, качественные профилактические программы помогают подросткам повременить с началом сексуальных отношений или воздержаться от них, а тем, кто уже ведет сексуальную жизнь, – сохранять верность одному партнеру и использовать средства предохранения.

Анализ программ, которые оказали положительное воздействие на сексуальное поведение подростков, отсрочили начало сексуальных отношений и сделали его более безопасным в отношении ИППП и нежелательной беременности, показал, что все они имеют ряд общих характеристик:

  • они научно-обоснованны, опираются на детскую и подростковую психологию и физиологию, педагогику, современные теории изменения поведения;
  • учитывают половые и гендерные особенности, возраст и когнитивные возможности учащихся, используют простой и понятный язык; 
  • составлены с учетом реальных потребностей подростков в информации по вопросам построения отношений, сексуального поведения и репродуктивного здоровья;
  • учитывают влияние окружающей среды, поведения взрослых и сверстников, стереотипов, национальных и социо-культурных традиций;
  • имеют четко обозначенные задачи и пропагандируют соответствующие им здоровьесберегающие модели поведения, поведенческие установки;
  • построены на принципах целенаправленного и поэтапного формирования поведенческих установок и жизненно важных навыков общения, принятия решения и других;
  • рассчитаны на 20-30 занятий в год, предполагают активное участие самих учащихся в образовательном процессе через ролевые игры и привлечение тренеров из числа сверстников;
  • обсуждают вопросы, связанные с сохранением репродуктивного здоровья, до того, когда молодые люди могут вступить в сексуальные отношения (15-16 лет);
  • признают первичную роль родителей и семьи как источника информации, поддержки и заботы в процессе выработки здоровьесберегающих поведенческих  установок и  вовлекают родителей  в образовательный процесс.

Эффективные профилактические программы носят комплексный характер. Наряду с вопросами, непосредственно связанными с репродуктивным здоровьем и сексуальными отношениями, большое внимание в них уделяется развитию межличностных отношений, умению общаться, уважать права других, принимать ответственные решения. Профилактические программы освещают различные взаимосвязанные темы, в числе которых следующие:

  • семья, отношения между родителями и детьми, дружба, любовь, брак и рождение детей;
  • духовно-нравственные ценности, социальные нормы, их влияние на поведение;
  • общение, умение отказывать и договариваться, принимать решение и обращаться за помощью;
  • культура, общество и права человека; понятия гендера, гендерного неравенства и насилия; способы противостояния насилию и домогательствам;
  • анатомия и физиология половой и репродуктивной системы, репродуктивная функция, половое созревание;
  • половое и репродуктивное здоровье; профилактика ВИЧ, ИППП, нежелательной беременности; воздержание, взаимное сохранение верности, контрацепция;
  • сопряженные с ВИЧ и СПИДом стигматизация и дискриминация;
  • взаимосвязанность факторов и форм рискованного поведения, профилактика потребления психоактивных веществ.

Таким образом, эффективные профилактические программы, способствующие сохранению репродуктивного здоровья, по сути своей являются комплексными программами воспитания ценностей, формирования автономной и зрелой личности, способной взять на себя ответственность за собственное здоровье и благополучие и строящей отношения с окружающими на нравственных основах и принципах уважения прав человека, гендерного равенства и ненасилия.

 

Подготовлено по материалам ЮНЕСКО и ВОЗ, обзора «Профилактическое образование в странах Восточной Европы и Центральной Азии», ЮНЕСКО, Москва, 2013.

 


  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.