Обучение

Главная /

Обучение: общая информация

Мировая практика показывает, что специалист в области охраны здоровья подростков должен иметь фундаментальную подготовку в различных областях клинической медицины, возрастной физиологии, психологии, социологии и общественного здравоохранения.

Сегодня существует потребность не просто в новых знаниях, а в новых технологиях приобретения знаний, в переходе на новый уровень всей системы непрерывного профессионального развития специалистов. Непрерывное профессиональное развитие – период образования и подготовки врачей, начинающийся по завершении первичной специализации и продолжающийся в течение всей профессиональной деятельности каждого врача. Основная цель непрерывного профессионального развития – сохранение на должном уровне, пересмотр, углубление и расширение знаний и навыков. Старая парадигма: «Образование на всю жизнь» должна быть заменена новой – «Образование через всю жизнь».

Наибольший опыт и наилучшую систему обучения специалистов по подростковой медицине имеют США и Канада, где подростковая медицина многие годы считается самостоятельной специальностью, требующей подготовки сертифицированных специалистов. Рядом можно поставить Австралию со сложившейся системой обучения специалистов в области подростковой медицины.

Впервые подготовка специалистов педиатров и интернистов по подростковой медицине началась в конце 50-х годов XX в. в детском госпитале г. Бостона. С 1967 г. она получила государственную поддержку и проводилась в 7 академических центрах при финансировании Бюро по охране здоровья матерей и детей (MCHB).

К 1977 г. стало очевидно, что медицинская помощь подросткам требует расширения и междисциплинарного подхода. Возникла необходимость рассматривать медицинские проблемы, роль среднего персонала, социальную работу, психологические проблемы и проблемы питания. Сертифицированные в 1996 г. Комитетом по аккредитации медицинского образования (ACGME) программы позволили совершенствовать процесс обучения. Цель сертификации подростковой медицины — улучшить качество оказания медицинской помощи подросткам и обучение в первичном звене, включить научно-доказательный подход к помощи подросткам и повысить качество научных исследований в области здоровья подростков.

Сегодня в США получить специальность по подростковой медицине лицам, имеющим сертификат педиатра, семейного врача или интерниста, можно в 29 учебных университетских центрах. Обучение длится 1–3 года и координируется Обществом подростковой медицины.

В подготовке врачей в каждом учебном центре участвуют не менее двух специалистов по подростковой медицине и консультанты: подростковый психиатр, детский невролог, акушер-гинеколог, хирург, ортопед, спортивный врач, дерматолог, психолог, социальный работник, специалист по школьному здравоохранению, педагог (школьное здравоохранение), нарколог, диетолог, клинический фармаколог.

Постоянное образование и развитие специалистов находится под контролем Общества подростковой медицины и Американской академии педиатрии. Для ресертификации, обычно означающей повышение профессионального статуса врача, необходимо документально подтвердить участие в работе регулярно проводимых конференций и семинаров в центрах подростковой медицины, освоить мощные информационные ресурсы дистанционного и самостоятельного образования. В Северной Америке издаются 9 специализированных журналов по здоровью подростков.

В Европе по инициативе ведущих европейских специалистов в области здоровья подростков в 1999 г. при университете в Лозанне (Швейцария) был создан центр European Training in Effective Adolescent Care and Health (EuTEACH). Координатор проекта — профессор П.-А. Мишо (P.-A. Michaud) — руководитель многопрофильного отделения здоровья подростков университетского медицинского центра.

Основная задача EuTEACH — разработка обучающих программ, методических планов и ресурсов для работников сферы здравоохранения, специализирующихся по данной тематике. Конечная цель формулируется как улучшение здоровья и социального благополучия подростков Европы через повышение квалификации специалистов.

Группа EuTEACH разработала базовую программу по подростковой медицине и методические материалы. Эту программу можно адаптировать к потребностям каждой из европейских стран и для разных специалистов, работающих с подростками.

В России наибольший опыт преподавания вопросов подростковой медицины имеет СЗГМУ имени И.И. Мечникова. Подготовка таких специалистов началась в 1982 году на кафедре физиологии и патологии подростков и сегодня продолжается на кафедре педиатрии и детской кардиологии. Хорошие традиции подготовки подростковых врачей есть и на Украине (Харьков, Киев). В других странах СНГ такая работа только начинается.


  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.