Что такое EuTEACH?

EuTEACH (European Training in Effective Adolescent Care and Health) ‒ это группа, основанная по инициативе ведущих европейских специалистов в области здоровья подростков в 1999 г. при Лозаннском университете. Проект EuTEACH поддерживают Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Европейская конфедерация специалистов в педиатрии.

Ключевой задачей EuTEACH является разработка обучающих программ, методических планов и ресурсов для работников сферы здравоохранения, специализирующихся по данной тематике. Основная цель деятельности группы ‒ улучшение здоровья и социального благополучия подростков Европы через повышение квалификации специалистов.

 

Проект EuTEACH www.euteach.com реализуется по двум направлениям:

  • Создание сайта с методическими и обучающими материалами;
  • Проведение Летних школ по вопросам здоровья подростков для специалистов европейских стран.

 

К настоящему времени группа EuTEACH разработала базовую программу по подростковой медицине и необходимые методические материалы. Программу можно адаптировать к потребностям каждой из европейских стран и для разных специалистов, работающих с подростками.

Учебная программа построена по модульному принципу. Каждый модуль содержит указания на цели и задачи обучения по конкретной теме, учебные материалы для интерактивного проведения занятий, клинические ситуационные задачи, ссылки на ресурсы. Как содержание, так и применяемые педагогические подходы принимают во внимание опыт обучения в США, Канаде, Австралии и рекомендации Всемирной организации здравоохранения и различных европейских организаций.

 

Курс состоит из трех основных частей, каждая из которых разбита на несколько модулей, освещающих различные аспекты подросткового здоровья.

1. Общие вопросы

  • Определение пубертатного периода и психосоциальное развитие подростков в период полового созревания;
  • Семья: влияние и динамика развития отношений;
  • Навыки общения и клинической работы, междисциплинарный подход;
  • Принципы конфиденциальности, добровольности, доступа и самозащиты; права и обязанности;
  • Влияние среды: социально-экономические, культурные, этнические и гендерные факторы;
  • Ресурсы, резистентность, исследовательское и рискованное поведение подростков.

2. Специальные вопросы

  • Рост и половое созревание;
  • Питание, физическая активность и проблема ожирения;
  • Сексуальное и репродуктивное здоровье;
  • Общие медицинские характеристики пубертатного периода;
  • Хронические заболевания;
  • Психическое здоровье;
  • Расстройства пищевого поведения;
  • Употребление психоактивных веществ и злоупотребление ими;
  • Травмы и насилие, в том числе несчастные случаи, изнасилование, самоистязание (мазохизм) и т.д.

3. Общественное здравоохранение

Третья часть курса предлагает рекомендации по организации инициатив на национальном уровне, нацеленных на охрану здоровья подростков:

  • Обзор подросткового здоровья: эпидемиология и приоритеты;
  • Общественное здравоохранение применительно к подросткам в возрасте от 10 до 19 лет;
  • Воспитание и пропаганда здорового образа жизни, в том числе школьное здравоохранение;
  • Медико-социальные службы, дружественные к молодёжи;
  • Продвижение (адвокация) инициатив по защите здоровья подростков в возрасте от 10 до 19 лет.

Изначально содержание обучающего курса было рассчитано на врачей в системе непрерывного медицинского образования. Дальнейшие модификации включили разработки модулей по общественному здравоохранению для специалистов, занятых управлением или разработкой политики или развитием служб, дружественных к молодежи. Предполагается постепенно адаптировать содержание курса для других специальностей, включая:

  • медсестер в клинике и в общественном здравоохранении;
  • психологов и социологов;
  • специалистов, связанных с медициной (специалисты по лечебной физкультуре/реабилитации, по коррекции речи, нутрициологи);
  • социальных работников;
  • учителей, преподавателей, медицинских преподавателей;
  • юристов;
  • политиков.

 

Принципы построения модулей

Программа состоит из модулей, объединенных в две группы: общие модули, в которых рассмотрены вопросы, относящиеся исключительно к подростковому возрасту, которые считаются обязательными, чтобы заложить основы для работы с молодежью, а также модули по определенным темам. Каждый из модулей можно применять независимо от других, однако рекомендуется проработать, по крайней мере, часть общих модулей, прежде чем переходить к конкретным модулям. Модули составлены следующим образом:

  • В начале каждого модуля представлен вводный сценарий. Его можно использовать на протяжении всего занятия для иллюстрации конкретных вопросов и аспектов темы.
  • По конкретным темам даны справочные модули, чтобы показать, куда можно обратиться за дополнительной информацией.
  • Каждый модуль предваряется формулировкой двух-трех главных общих задач, которые определяют желаемый результат изучения модуля.
  • Цели обучения всегда сформулированы с точки зрения учащегося и относятся к различным аспектам обучения: когнитивному (знания), аффективному (установки) или к технической компетентности (навыки).
  • Модули представлены в виде таблицы со следующими колонками:

     

    1. Характеристика образовательной цели (знания/навык/установка);
    2. Цели преподавания;
    3. Справочные модули;
    4. Методика обучения;
    5. Виды деятельности, темы, вопросы;
    6. Справочная литература.

     

Модули разработаны так, чтобы обеспечить возможность их гибкого применения. В принципе, максимально сокращенную версию каждого из модулей можно провести за три-четыре часа (полдня). Для более подробного изучения большинство модулей требует двух-трех дней занятий. Например, если участники обучающего курса ‒ гинекологи, то, наверное, было бы правильно потратить полдня занятий на какие-то из общих тем, а затем посвятить три или четыре дня вопросам, непосредственно связанным с сексуальным и репродуктивным здоровьем.

 

Ряд учебных модулей представлен в разделе «Ресурсы» данного сайта. [1]

Модуль A1: Подростковый возраст: определения. Анализ биопсихосоциального развития в подростковом возрасте.

Модуль A3: Условия работы, навыки общения и интервью, мультидисциплинарная работа и взаимодействие.

Модуль А4: Конфиденциальность, согласие, права и персональная защита.

Модуль B3: Сексуальное и репродуктивное здоровье.

Модуль В5: Подросток с хроническим заболеванием.

Модуль В6: Психическое здоровье.

Модуль В8: Употребление и злоупотребление психоактивными веществами.

Модуль C5: Подросток/Медицинское обслуживание, дружественное к молодежи.

 


[1] Нумерация модулей даётся по нумерации модулей на языке оригинала (английский язык)

 





  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.