Подростковая медицина

Важность обеспечения полноценного здоровья и развития подростков не вызывает сомнения. Решение этих проблем возможно только в системе специально выделенного раздела здравоохранения – подростковой медицины, которая имеет свой объект, предмет и методологию. Такой подход позволит обеспечить полноценную реализацию биологического и социального компонентов развития и здоровья подростков.

Понятие подростковая медицина применимо к охране здоровья подростков, обучению специалистов, научным исследованиям и адвокации в этой области. Наибольшее развитие подростковая медицина получила в США. Сертифицируемая специальность «подростковая медицина» существует там более 50 лет. В странах Западной Европы подростковая медицина включена в систему педиатрической помощи. В странах Восточной Европы и Центральной Азии подростковая медицина как специальное самостоятельное направление существует пока только на Украине.


Цели и задачи подростковой медицины

Подростковая медицина как научная и интегральная клиническая дисциплина располагается между педиатрией и медициной для взрослых, имея существенную специфику. При этом подростковая медицина рассматривает здоровье и развитие подростков с позиции взаимосвязи всех периодов жизни. Учитывая социальную значимость здоровья молодежи, подростковая медицина базируется на тесном межсекторальном сотрудничестве.

Цель подростковой медицины – охрана и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности подростков для последующей оптимальной реализации их сил и возможностей в созидательной деятельности общества.

 

Основные задачи подростковой медицины:

  • разработка теории здоровья и пубертатного созревания подростка с учетом как биологических, так и социальных факторов;
  • поиск методик анализа здоровья индивидуума и анализа здоровья подростковой популяции;
  • разработка и совершенствование форм медицинской помощи подросткам;
  • реализация комплексного подхода к охране соматического, психического и репродуктивного здоровья подростков;
  • медицинское обеспечение в процессе формирования полноценного члена общества;
  • обеспечение гармоничного пубертатного созревания;
  • воспитание и закрепление медико-гигиенических навыков здорового образа жизни;
  • формирование у подростков личной ответственности за свое здоровье;
  • подготовка и повышение квалификации медицинских работников, участвующих в охране здоровья подростков.

 

Предмет подростковой медицины

Содержание медицинского обеспечения подростков и, соответственно, предмета подростковой медицины определяется двумя основными компонентами подросткового возраста: наличием пубертатного и психосоциального созревания.

Проблемы пубертатного периода связаны с развитием подростков (физическим, половым, психосексуальным, психосоциальным), анатомо-физиологическими особенностями и особенностями течения заболеваний, пусковым фактором которых является пубертатный период (типичные для пубертата), или которые усугубляются из-за пубертатных процессов или дебютируют в пубертатном периоде с формированием развернутой клинической картины и нарушениями жизнедеятельности в последующие периоды жизни.

 

Проблемы и актуальные вопросы психосоциального созревания  связаны с:

  • психосоциальной дезадаптацией и саморазрушающими формы поведения;
  • отделением от семьи и семейной дисгармонией;
  • формированием навыков здорового образа жизни;
  • формированием ответственного отношения к сохранению репродуктивного здоровья и сексуальному поведению;
  • подготовкой к ответственному родительскому поведению и созданию семьи;
  • подготовкой к трудовой деятельности и службе в армии.

 

Взаимодействие систем здравоохранения и образования

Сохранение здоровья подростков – комплексная задача, решение которой зависит от усилий многих специалистов и организаций, национальной политики и действий органов власти на местах. Здоровье подростка – забота не только врачей, но также самих подростков, их семей и общества в целом.

Наиболее эффективно задачу по охране здоровья подростков можно реализовать в организованных коллективах молодежи. В учебных заведениях наблюдение за развитием подростков и своевременное оказание им медицинской и консультативной помощи, направление в учреждения здравоохранения, в том числе, клиники, дружественные к молодежи, должно носить характер государственных программ, специально субсидироваться и быть органическим компонентом образовательного процесса.

Подростковая медицина требует сочетанной коллегиальной работы педиатров, врачей общей практики, школьных врачей, психологов (школьных и медицинских), а также представителей «узких» медицинских специальностей. В этом отношении она мультидисциплинарна. Для успешной практической реализации ее требований необходим продуктивный контакт и взаимопонимание с родителями, педагогами, представителями правоохранительных органов, учреждений социальной помощи населению, общественных организаций и органов власти.

В системе здравоохранения для оказания подросткам первичной медико-социальной и консультативной помощи создаются специализированные учреждения – клиники или центры, дружественные к молодежи (КДМ). Более подробно об этих учреждениях можно прочитать в статье «Клиники, дружественные к молодежи».

Подростковая медицина сегодня актуальна, как никогда ранее. Область интересов подростковой медицины быстро растет. Развитие этой дисциплины зависит от качества научных разработок и программ обучения специалистов и имеет большое гуманное и социальное значение благодаря тому, что подростковая медицина  может  радикально улучшить состояние здоровья подростков.

 

В 2014 г. ВОЗ на 67-ой Всемирной ассамблее здравоохранения представила доклад «Здоровье для подростков мира. Второй шанс во второй декаде», в котором определены приоритетные меры для улучшения медицинской помощи подросткам через дальнейшее развитие подростковой медицины.

 

 

Статьи:

  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.