Международные характеристики деятельности клиник, дружественных к подросткам и молодежи

Клиники (службы), дружественные (или доброжелательные к подросткам) – это сочетание характеристик, которые делают службу привлекательной для подростка, с высокими стандартами обслуживания, соответствующими требованиям современного общественного здравоохранения.

Клиники, дружественные к подросткам и молодежи, должны соответствовать международным характеристикам КДМ, которые, в первую очередь, предполагают приемлемость и доступность служб для подростков. КДМ должны находится в нужном месте в нужное время и оказывать услуги бесплатно или по низкой цене в форме, приемлемой для молодых людей. Такие службы не дискриминируют своих молодых пациентов на основании половой, этнической, религиозной принадлежности, на основании социального статуса, инвалидности или любого другого признака. КДМ протягивают руку помощи именно тем, кто более остальных уязвим и нуждается в их услугах.

Золотым стандартом КДМ являются комплексные, эффективные, безопасные и недорогие услуги, удовлетворяющие индивидуальные потребности молодых людей. Эти услуги должны оказываться высококвалифицированными и заинтересованными специалистами

Особенности медико-социальных служб, дружественных к подросткам, обсуждались во время международных совещаний, проведенных ВОЗ в 2001 и 2002 гг. Нижеприведенные рекомендации ВОЗ предполагают необходимость адаптации характеристик и принципов КДМ при внедрении в каждой конкретной стране с учетом социальной, экономической и политической ситуации.

 

Характерные черты служб (клиник), дружественных к подросткам.

Рекомендации ВОЗ.

Медико-социальные службы, дружественные к подросткам, должны быть доступными, равными для всех, недорогими, всесторонними, эффективными и действенными. Обязательными компонентами подобных служб являются следующие:

    1. Наличие политики, дружественной к подросткам, которая:

  • защищает права подростков в соответствии с международными законами;
  • учитывает специфику потребностей разных групп подростков и молодых людей, не отказывает в услугах на основании половой и этнической принадлежности, инвалидности и религии;
  • учитывает гендерный фактор;
  • гарантирует конфиденциальность;
  • предоставляет подросткам бесплатные услуги или услуги, доступные по цене.


    2. Наличие процедур, дружественных к подросткам, включающих:

  • создание безопасной среды, привлекательной обстановки;
  • предоставление услуг в удобное для подростков время;
  • упрощение процесса регистрации пациентов, поиска и хранения медицинских карт с соблюдением конфиденциальности;
  • сокращения времени ожидания и (где необходимо) быстрой процедуры направления к другим специалистам;
  • получения консультации по записи или без нее;
  • создания безопасной среды.


    3. Наличие медицинских работников, дружественных к подросткам, которые:

  • компетентны в вопросах здоровья подростков;
  • обладают навыками общения и взаимодействия;
  • мотивированы на работу с подростками;
  • не занимают позицию осуждения, не приклеивают ярлыки,  тактичны и уважительны к своим пациентам;
  • предоставляют не только прямую помощь, но и необходимую информацию, чтобы каждый подросток мог принять правильное для себя решение согласно своим потребностям.


    4. Наличие программы по вовлечению подростков в работу службы с целью:

  • информирования о предоставляемых услугах и правах пациентов;
  • участия подростков и молодых людей в процессе оценки качества предоставляемых услуг;
  • вовлечения подростков и молодых людей в программы «равного обучения».


    5. Ведение диалога с общественностью для:

  • повышения осведомленности о наличии специальных услуг для подростков и их ценности;
  • усиления поддержки со стороны общества и родителей.


    6. Наличие специальных программ для малоимущих и уязвимых групп подростков и молодежи.

    7. Комплексность и эффективность, когда службы:

  • учитывают индивидуальные физические, социальные и физиологические проблемы, связанные со здоровьем и развитием подростков;
  • предоставляют всесторонний комплекс медико-социальных и психологических услуг;
  • не злоупотребляют излишними процедурами;
  • используют протоколы и руководства, разработанные на принципах доказательной медицины;
  • имеют необходимое оборудование и расходные материалы.

 

Подготовлено на основе «Ориентационной программы «Здоровье подростков» для медицинских работников». ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2007.

 

 

Сеть Молодежных Клиник «Амор» В Эстонии

Сеть Молодежных Клиник «Амор» В Эстонии

Всемирная организация здравоохранения, 2011. — 60с.
Подробнее...
Проведение повторной оценки клиник, дружественных к молодежи. Конечный отчет

Проведение повторной оценки клиник, дружественных к молодежи. Конечный отчет

Центр социальных экспертиз Института социологии НАН Украины, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012
Подробнее...

  

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.